Столь любимые детворой Sony PSP и Nintendo DS появились не вчера и не из ниоткуда — история карманного гейминга насчитывает более 30 лет. Вид современных консолей во многом следует тенденциям, заданным еще в восьмидесятых годах.
Microvision. В далеком 1979 году, компания Milton Bradley задумала повторить успех набирающих популярность настольных игровых приставок. Но в совершенно новом секторе — мобильном. Никому и в голову не приходило играть в дороге, а не дома, возле телевизора. Так что Milton Bradley Microvision можно считать первой портативной консолью. То была своеобразная «буханка» с монохромным ЖК-экраном 16x16 пикселей (типа тех, что устанавливались в «тетрисы»), процессором на 100 кГц и мерзкой пьезопищалкой. На самой консоли располагался процессор и экран, а картриджи распространялись в виде лицевых панелей с кнопками. Помимо клавиш, в игре была задействована «крутилка». Из-за убогости приставки всего к ней было выпущено лишь 13 игр за три года. И хотя Microvision разошлась тиражом в 8 млн штук по цене $51, покупатели были крайне недовольны качеством изготовления гаджета — часто выгорали экраны, процессоры, расшатывался блок управления. Первый блин был комом. Но именно с него-то все и началось.
Пока Microvision жгла напалмом, Nintendo преспокойно продавали игровые автоматы и даже не думали о выходе в новый сектор видеоразвлечений. Инженер японской компании Гунпей Екой однажды увидел в поезде скучающего бизнесмена, который развлечения ради игрался с карманным калькулятором. Знал ли Екой о Microvision или не знал, но именно в тот момент ему в голову пришла идея — Nintendo просто необходимо создать портативный игровой компьютер. И в 1980 году появились системы Game & Watch — очень компактные, в буквальном смысле карманные системы, питавшиеся от пары батареек AG-13 (таблетки). Преимущество консоли было в ее малом размере и дешевизне. Недостаток — всего пара клавиш (в будущем четыре) и одна вшитая игра. Впоследствии была выпущена двухэкранная версия игры, с оглядкой на которую спустя четверть века Nintendo сделала свою DS (Dual Screen).
Кстати, именно с Game & Watch суровые советские инженеры «слизали» столь популярные у советских детей игры серии Электроника. Ну, твои родители наверняка помнят— волк в «семейниках» ловит яйца, яйца с запоминающимся пиликанием катятся с насестов. Автор сей статьи в свое время получил нелицеприятную запись в дневник за то, что шел на рекорд по сбору яиц на уроке русского языка.
Epoch Game Pocket Computer. Пока мир наслаждался одноигровыми пищалками от Nintendo, другая японская компания — Epoch, — решила создать свою консоль со сменными картриджами. Уже имея некоторый опыт в создании подобных Game & Watch систем, в 1984 году компания представила Game Pocket Computer. Дисплей имел разрешение 75x64 пикселя, что уже давало возможность создавать игры,своей сложностью и проработкой похожие на игры для настольных консолей. В приставке появился D-pad — плоский джойстик, имевший 8 позиций плюс еще шесть кнопок. Питаясь от четырех пальчиковых батареек, консоль могла прожить до 70 часов. Хотя на Epoch Game Pocket Computer вышло немало интересных игр разных жанров и даже графический редактор, за пределы Японии девайс так и не выбрался.
Nintendo Game Boy. Пять лет в мире портативных консолей не происходило никаких изменений. Когда стало ясно, что Game & Watch на мировой арене исчерпали свой потенциал, Nintendo сделала ожидаемый шаг вперед — представила новую консоль со сменными картриджами. Знаковый девайс получил название Game Boy. Удачная форма, отсек для четырех пальчиковых батареек, монохромный дисплей 160x144 точки и, конечно же, поддержка со стороны крупного игрового издателя вмиг сделали Game Boy культовой консолью.
Для приставки вышла куча аксессуаров, от увеличительных линз и стереоколонок до принтера и фотокамеры. Всего было продано 70 млн Game Boy и 501 млн игр к ним. Желающие приобщиться к олдскулу без труда найдут дешевые и вполне работающие «геймбои» на eBay или даже российских аукционах. Можно отхватить консоль в отличном состоянии с пачкой картриджей всего за 20 баксов с доставкой из США в коробке из-под стейка. 🙂
Atari Lynx. Монстр игровой индустрии, компания Atari, потратила 8 лет на осознание того факта, что на портативных консолях можно зарабатывать так же, как на консолях настольных. Сама Atari не сильно заморачивалась разработкой — в 1987 году они купили разработку компании Ерух и продолжили доделывать почти готовый продукт. Поэтому лишь в 1989 году, почти одновременно с выходом Game Boy, мир увидел Atari Lynx — чрезвычайно технологичную для своего времени приставку. Во-первых, в ней был настоящий цветной экран на 4096 цветов (в 1989-то году!) с возможностью поворота его на 180 градусов. Во-вторых, экран обладал подсветкой. В-третьих технологические возможности девайса соответствовали настольным приставкам того времени, благодаря чему в Lynx можно было реализовать изометрию в играх. К сожалению, Atari погорячилась с наворотами. Вся эта красота убивала 6 пальчиковых батареек всего за 4 часа — неприлично малое время! Стоила приставка значительно дороже Game Boy ($190), а неудачный маркетинг и задержка главных тайтлов окончательно убили консоль.
Не желавшая оставаться в стороне от дележки пирога, SEGA также выступила со своей портативной консолью. Game Gear должна была противостоять Game Boy. И, благодаря начинке, противостояние вполне могло бы закончиться победой SEGA. Посуди сам — портативная приставка была основана на начинке настольной и суперпопулярной SEGA Master System. Цветной 3.2-дюймовый экран с подсветкой и разрешением 256x224 демонстрировал невиданные даже для Atari Lynx красоты. С помощью нехитрого переходника в портативную Game Gear можно было вставлять картриджи от настольной Master System — а это значило огромный выбор игр уже на старте консоли. Оригинальные же картриджи стоили немало — по 25-30 долларов. Хотя Game Gear обладала тем же недостатком, что и Atari Lynx (4 часа работы от комплекта батареек), приставка оказалось достаточно популярной и поддерживалась аж до 1997 года. За это время было продано 11 млн штук, что, в общем-то, является неплохим результатом. Помимо самой консоли выпускались различные аксессуары, такие как ТВ-тюнер и автомобильный адаптер.
За битвой портативных консолей, развернувшихся в 1990 году, неторопливо наблюдал компьютерный гигант NEC. К тому времени компания уже пробовала свои силы, выпустив в 1987 году настольную игровую приставку TurboGrafx. Спустя три года стало возможным уместить ту же мощь в карманном устройстве. Если быть объективным, совсем уж карманной консоль TurboExpress назвать нельзя — гаджет получился откровенно большим. Экран хоть и имел разрешение 400x272, но отображал лишь 512 цветов против 4тысяч у конкурентов. Картриджи для консоли были удивительно тонкими, процессор работал на частоте 7 МГц. Все эти навороты сказались на цене — неконкурентоспособные 300 баксов в 1990 году. Через два года цену сбросили до $200, но момент уже был упущен. Кроме того, в логике и схемотехнике приставки было много ошибок и брака. Так, немало TurboExpress продавались с «убитыми» конденсаторами. Технология цветных ЖК-дисплеев была еще слишком сыра, оттого на экране приставки нередко появлялись мертвые пиксели, а текст было очень трудно читать из-за его пиксели-зованности. NEC постиг ЕРЮ FAIL — лишь полтора миллиона приставок было продано, что для такой дорогой недоделки уже большой показатель.
Atari Lynx была первой консолью с цветным экраном (пускай и ужасным). Но из-за дороговизны и прожорливости популярной приставка не стала.
Atari Lynx II. Постояв в углу рынка и осознав все ошибки, Atari выпустила новую инкарнацию своей игровой консоли под названием Lynx II. Она получила улучшенные дисплей, измененный корпус, резиновые накладки под руки и стереовыход для наушников. На фоне дорогих конкурентов Lynx II за $100 должна была выглядеть крайне привлекательно. Отчего-то этого не случилось — nobody cares, в результате чего тираж обеих версий Lynx не превысил одного миллиона. Эпический провал для Atari.
SEGA Nomad. Окрыленная успехом Game Gear, компания SEGA спустя пять лет выпустила продолжение приставки под названием Nomad. Консоль была построена по обкатанной схеме — начинка от настольной приставки в портативном корпусе. Nomad работала с картриджами от SEGA Mega Drive, что значило просто огромный выбор известнейших игр. Приставка была настолько крута, что могла подключаться к телевизору, а через специальный разъем можно было подключить второй джойстик — так Nomad становилась самой настоящей Mega Drive. Стоила консоль 180 долларов, что для 1995 года было не так уж и много. Первоначально предполагалось оснастить Nomad тачскрином (привет, Nintendo DS!), но тогда бы он удорожил консоль еще на $100. К сожалению, перспективная и мощная SEGA Nomad не выдержала конкуренции с мегапопулярным и дешевым Game Boy.
Пока Atari, SEGA и NEC мерялись характеристиками и ценами на свои малопопулярные консоли, Nintendo пожинала миллионы со своих доступных Game Boy.
К 1998 году продажи старой версии начали постепенно падать. Решив, что геймеров можно побаловать достижениями хай-тека, Nintendo выпустила незначительное обновление Game Boy с приставкой Color. Он получил незамысловатый цветной экран с разрешением 166x144 точки и инфракрасный порт для мультиплеера. Была оставлена совместимость с картриджами от монохромного Game Boy. Казалось бы, пустяк, но продажи вновь подскочили до небес.
Компания SNK откровенно опоздала на праздник жизни — вышедшая в 1999 году Neo Geo Pocket Color была очень слабой консолью.
7 мегагерц, экран 160x152, игры уровня SEGA Game Gear.
8 принципе, перспективы у консоли были, но из-за натянутых отношений SNK
с разработчиками игр поддержки Neo Geo почти не получила, а потому продалась за все время тиражом лишь 2 млн экземпляров.
Nintendo Game Boy ' Advance. По счастью, Nintendo не вздумала сделать жизненный цикл Game Boy Color таким же долгим, как у монохромной модели — уже через три года появилась принципиально новая приставка под именем Game Boy Advance. Наконец-то изменился дизайн, процессор стал 32-битным, наконец-то пристойный экран получил разрешение 240x144 точек, а сама приставка научилась ренде-рить настоящие трехмерные игры. На сладкое — полная совместимость со всеми картриджами от предыдущих Game Boy. Двух батареек АА хватало на 15 часов.
Чуть позже появилась модификация Advance SP, в которой полностью сменился форм-фактор (вместо моноблока стала раскладушка), увеличился экран, а батарейки сменили на аккумулятор.
Nokia N-Gage. К 2003 году стало ясно, что мобильные телефоны эволюционируют гораздо быстрее портативных консолей — их мощь как минимум сравнялась. На волне успеха телефонный гигант Nokia, склонный к экспериментам, решает выпустить игрофон — мобильник со смартфонной ОС Symbian 6.1. Качество игр для N-Gage примерно соответствовало уровню Game Boy Advance. Экран имел смешное разрешение 176x208 пикселей. Консоль использовала систему картриджей (если точнее — карты ММС), но можно было загружать игры и из Интернета. Nokia вообще гордилась сетевыми возможностями — это и мировая таблица рекордов «Арена», и мультиплеерная игра через Bluetooth или мобильные сети, онлайн-чат во время игры. А уж какая рекламная кампания была в то время! Кто то наверняка помнит. К сожалению, ожидаемо, FAIL — у Nokia одновременно получились и плохой телефон, и плохая приставка. Игр было маловато, доступность их была невелика, а уж звонить по N-Gage так и вовсе было форменным маразмом —телефон приходилось прислонять к уху торцом! Видели таких владельцев?
Позже появилась модификация N-Gage QD — то была удешевленная до 100 долларов консоль с обрезанными радио, плеером и USB-разъемом. Однако экономия получилась «хрущевской» — корпус был склеен соплями, резиновая окантовка отваливалась у всех поголовно, изрядно портя внешний виддевайса.
~ В 1994 году Sony потрясла рынок видеоприставок выпуском сверхтехнологичной Playstation. Десять лет спустя Sony уместила мощность легендарной приставки в небольшой корпусок — Playstation Portable. На фоне Nokia N-Gage и уж тем более Game Boy новинка от Sony жгла не по-детски — огромный широкоформатный экран с разрешением 480x272 отображал 16 млн цветов. Мощи процессора хватало на полноценные 30-игры. Носителем были не дорогие картриджи, а магнитооптические UMD-диски с емкостью 1.8 Гбайт. По совместительству консоль выступала аудио- и видеоплеером. С помощью Wi-Fi можно было общаться по Skype, бороздить Интернет и даже качать игры из сети Playstation Network. Карточки Memory Stick PRO Duo планировалось использовать для хранения пользовательского контента. Но именно с их помощью впоследствии покупатели взламывали приставку для установки пиратских игр и расширения функциональности прошивки. Со временем PSP эволюционировала, росла функциональность — появился видеовыход и микрофон, уменьшилась толщина, однако начинка осталась в целом прежней. В дастаточном количестве встречается и в наше время.
Nintendo DS. Промышленный шпионаж — дело житейское, обыденное в индустрии. Недаром ответ Nintendo на PSP — консоль DS — появилась в тот же год. Nintendo было очевидно, что Game Boy практически исчерпал свой потенциал и победить навороченную Sony PSP простенькими казуальными играми уже не удастся. Ввиду того, что мощью устройства Nintendo никогда не славились, компания решила взять покупателя необычностью консоли. Nintendo DS перекликается с одной из модификаций Game & Watch 1980 года — раскладная конструкция с двумя экранами, один из которых сенсорный. Пускай игры для DS были все такими же простыми и двухмерными, как для Game Boy, но теперь геймплей полностью преображался за счет второго экрана. Сенсор добавлял интерактивности — для выполнения многих действий стандартного джойстика было мало. Дошло до того, что в играх стал использоваться даже микрофон — чтобы сдуть песок с камня с надписями, нужно было подуть на экран (микрофон улавливал шум от потоков воздуха). На PSP новая консоль была похожа своими габаритами — если консоль Sony была тем еще шкафом, то DS была шкафом вдвойне. Зато вместо проприетарных носителей DS использовала старые добрые картриджи от Game Boy Advance SP. К сожалению, казуальность консоли выражалась не только в играх. Начинка DS была слабенькой, музыку она проигрывала только после установки дополнительного софта, а уж о видеоплеере не было и речи. Был, конечно, Wi-Fi-чат, но за пределами Японии им практически никто не пользовался. Позже вышли DS Lite — похудевшая и отточенная версия консоли, DSi — без слота для картриджей, но с разъемом SD и двумя веб-камерами, DSi XL — версия с увеличенным на дюйм экраном.
Sony PSP Go. Модель Go ™ в линейке Sony Playstation Portable стала каким-то неясным звеном. С одной стороны, консоль изменила форм-фактор, став слайдером, получила 16 Гбайт встроенной памяти. Но с другой даже сама Sony намекала, что это вовсе не есть PSP нового поколения, алишьтак — гаджет для тех, кому не нравится классическая PSP. Что примечательно, PSP Go не заместила прошлую версию консоли и продолжает прекрасно соседствовать с нею на одной полке в магазинах.
С распространением игр вообще случился полный ахтунг. Из-за отказа от слота UMD владельцам новой консоли пришлось бы покупать даже уже купленные игры через сеть Playstation Network. До выхода PSP Go Sony обещала, что при помощи специальной программы владельцы старых PSP смогут скопировать игры с UMD-носителей в память PSP Go, однако позже было объявлено, что это технически невозможно. Но мы-то знаем, что на деле ограничений никаких нет, просто Sony побоялась недополучить кучу денег на текущих владельцах PSP — игроки могли избавиться от покупки игр в онлайн-магазине, просто переписав их с UMD. В итоге владельцы старых PSP могут зарегистрировать свою консоль и получить возможность скачать бесплатно 3 игры для PSP Go. Жадность, nuff said.
Nintendo 3DS. Nintendo вновь пошла своим особым путем — брать потребителя не играми, но фишками. Фишкой в новой 3DS стал экран со стереоскопическим изображением. И что самое главное, 3D можно увидеть без помощи очков! Экран имеет разрешение 800x240 точек (по 400 рядов для каждого глаза). Нижний тачскрин остался прежним — 320x240. Две внешних камеры (в дополнение к одной внутренней) позволяют делать 3D-снимки. Из новомодных фишек включены гироскоп и датчик движения. Микрофон, камера, датчики, тачскрин — все это задействуется в играх. И именно этим берет Nintendo, ведь внутри 3DS не сильно ушла от своих предшественников. Кроме того, какдань панической боязни пиратства, игры для 3DS все еще распространяются на картриджах. Первые покупатели и обозреватели (мы в числе них) успели отметить, что, во-первых, эффект 3D не настолько уж и впечатляющий, а во-вторых, консоль склонна зависать во время игры.
Sony NGP. За последние пару лет рынок портативных консолей круто изменился. С приходом Apple и iOS Nintendo и Sony резко почувствовали себя не в своей тарелке — приятные, сверхпопулярные iPod touch и iPhone эволюционировали год от года, а не раз в пять лет, как другие консоли. Игры для них можно было купить за 1-10 долларов через Сеть. Тачскрин и гироскоп круто преображали геймплей.
И хотя Sony неоднократно заявляла, что iPhone — неправоверная и малоперспективная консоль, новая разработка Sony похожа на него (характеристиками) как две капли воды. Пока лишь анонсированная Sony NGP (Next Generation Portable) будет иметь пятидюймовый сенсорный экран с разрешением 960x544, акселерометр, гироскоп, GPS и две камеры. На сладкое — задняя панель будет сенсорной. Графический чип SGX543MP4+ гораздо мощней, чем тот, что используется даже в Apple iPad 2.
Гвоздь в лоб амбиций — модуль 3G, от которого до этого Sony открещивалась как могла. Остальная информация пока — лишь слухи. Предполагалось, что цена Sony NGP будет в районе 250-350 долларов, однако компания это никак не комментирует. Дата выхода пока тоже неизвестна
Зачем нужен игровой телефон, в свое время задумалась еще Nokia. В 2003 году, когда все без исключения мобильные игры были элементарны и почти не отличались друг от друга, финская компания выпустила N-Gage, смартфон с игровой раскладкой клавиш, способный на своем крохотном экранчике показывать настоящую трехмерную картинку.
К сожалению, опыта работы на мобильном рынке у Nokia не было совсем, и смартфон получился крайне неудачным. Внешний вид, мягко говоря, вызывал вопросы, кнопки располагались неудобно, а игры приходилось покупать на специальных картриджах и разбирать телефон, чтобы их установить. А при разговоре N-Gage надо было и вовсе прикладывать к уху боковой стороной, отчего говорящий сразу становился похож на Чебурашку-инвалида. Промыкавшись с N-Gage семь лет. Nokia оставила всякие попытки покорить игровую индустрию. Xperia PLAY же разработан в тесном сотрудничестве с Sony, у которой опыта хоть отбавляй, поэтому получился намного интереснее и аккуратнее.
Презентации Xperia PLAY, целевой аудитории игрофона и обо всех его приключениях на пути к релизу. Сейчас же, когда смартфон уже поступил в продажу, мы в спокойной обстановке изучаем все за и против новинки от Sony Ericsson.
Мы не будем очень долго размусоливать телефонную составляющую устройства, подробно рассказывая об установленных неигровых приложениях и расписывая в деталях каждую иконку меню, как это принято в телефонных обзорах. Нам гораздо интереснее игровые возможности смартфона.
Xperia PLAY работает на операционной системе Android 2.3 — и этим все сказано. Вы получите доступ к сотням тысяч программ и игр, сможете настроить под свои нужды несколько рабочих столов, а в списке уже установленных программ найдете и нормальный браузер, и карты с навигацией, и клиенты для всевозможных социальных сетей — в общем, все то же. что и на любом другом приличном смартфоне под управлением Android.
А вот внешний вид и начинка Xperia PLAY нетипичны для современных смартфонов. Игрофон выглядит немного неуклюже из-за большой по сравнению с другими смартфонами толщины — 16 мм. Вес у него тоже приличный — целых 175 граммов. Несмотря на это. ощущения, что у тебя в руках дорогая вещь, нет: корпус сделан из обычного маркого пластика, а при открытии тоненькой задней крышки кажется, что она вот-вот сломается. Слоты для симки и карты памяти microSD. кстати говоря, находятся под крышкой, то есть для замены флэшки телефон придется разбирать.
Во-первых, в его основе лежит одноядерный процессор частотой 1 ГГц. Но уже осенью, когда начнется вал смартфонов с двухъядерными процессорами, мощность перестанет быть козырным свойством PLAY. Во-вторых, в телефоне используется обычный ЖК-дисплей, не AMOLED. Хороший — размером четыре дюйма, разрешением 854x480 пикселей, с отменной четкостью; сенсорный, сделан по емкостной технологии и поддерживает мультитач. Но контрастность и углы обзора иногда подводят. В общем, от топового телефона хотелось бы чуточку большего, особенно за ту цену, что за него просят.
В то же время Sony Ericsson, отказавшись бежать впереди паровоза, поступила мудро. Android хорошо заточена именно под одноядерные процессоры и пока очень плохо работает с двухъядерными. Кроме того. Xperia PLAY может совершенно свободно целый день прожить без подзарядки при довольно интенсивном использовании: телефон выдерживает восьмичасовые сеансы связи или пятичасовые игровые сессии. А первые двухъядерные смартфоны, уже появившиеся в Азии, по слухам, полностью разряжаются за сутки, даже если их вообще не трогать.Все претензии к Xperia PLAY застревают в горле, когда первый раз легким движением больших пальцев отодвигаешь верхнюю часть телефона, обнажая классический гей-млад PlayStation Знакомая с детства крестовина, кнопки с кружочком, треугольником, квадратом и крестом, а вместо двух аналоговых стиков — сенсорные панели с небольшими отверстиями посередине, чтобы можно было нащупать вслепую.